Формула успеха против эффекта безбилетника

Электронный журнал «Наука и технологии» | Формула успеха против эффекта безбилетника

«Цифровой прорыв» — всероссийский конкурс для IT-специалистов, дизайнеров и управленцев в сфере цифровой экономики. Он реализуется при поддержке президентской платформы АНО «Россия — страна возможностей». Участников ждут реальные задачи от бизнеса и государства, а экспертизу представленных решений проводят топовые специалисты индустрии.

Среди предложенных командами кейсов запомнились решения, которые, например, помогут контролировать текучесть кадрового состава молодых специалистов или контролировать уровень бедности на территории отдельно взятого российского региона. В основном задания касались вполне прикладных задач. Так, Министерство цифрового развития и информационно-коммуникационных технологий Новгородской области предложило участникам создать социальный маркетплейс помощи воспитанникам детских домов. А кейс от «Транспортных инноваций Москвы» был направлен на построение экологических маршрутов для пеших прогулок и поездок на электросамокатах. Также транспортники предложили соревнующимся разработать новую комплексную технологию по решению проблемы безбилетного проезда и повышения конверсии оплаты среди пассажиров наземного городского транспорта.

Электронный журнал «Наука и технологии» | Формула успеха против эффекта безбилетника

В 2018 году наземный транспорт Москвы открыл все двери для входа пассажиров и убрал турникеты. При этом увеличилось количество «зайцев» – число безбилетников составляет до 35% от общей массы пассажиров. Салоны автобусов, трамваев и электробусов оснащены валидаторами, но контроля в части своевременной оплаты проезда в каждом транспортном средстве нет, поскольку ресурс контролеров (около 400 штатных единиц по последним официальным данным) ограничен и не может охватить каждое транспортное средство. При этом срабатывает «эффект безбилетника», который проявляется в том, что потребитель общественного блага, в данном случае проезда в общественном транспорте, старается уклониться от его оплаты. Эффект усиливается прямо пропорционально с ростом числа «зайцев» в отдельно взятом салоне транспортного средства.

Победителями этого кейса стала команда «479», состоящая из молодых программистов из Ижевска (Удмуртия) – менеджера Андрея Сметанина, аналитика Владислава Галимова, мобильного разработчика Евгения Ушакова, веб-разработчика Михаила Бакулева и дизайнера Вероники Бурхановой. Ребята основательно подготовились к выполнению непростого задания, изучив опыт борьбы с безбилетниками в других странах, и нашли всего два существующих нынче пути решения «эффекта безбилетника» – ужесточение мер наказания и увеличения турникетов и призывы к социальной отвественности. Но введение строгих мер приводит, как выяснили программисты, к росту конфликтов в общественном транспорте и предложили свой вариант решения проблемы.

Электронный журнал «Наука и технологии» | Формула успеха против эффекта безбилетника

– Команда «479» появилась на свет год назад, – рассказывает менеджер Андрей Сметанин. – Половина нашей команды работает на Ижевском радиозаводе программистами, другая часть – еще студенты. Хакатон в рамках «Цифрового прорыва» стал нашим первым подобным опытом. Было интересно и сложно одновременно, соперники попались достойные, многие предложили решение, очень похожее на наше.

Алгоритм, написанный ижевцами, на основе собранных данных о пассажиропотоке в разное время и на разных маршрутах, анализирует и сравнивает число тех, кто находится в салоне, с количеством транзакций при покупке билета через валидатор. В случае обнаружения критически высокого процента людей, не оплативших поездку, компьютер выдает пассажирам голосовое и письменное предупреждение на мониторе в салоне и одновременно вызывает контролеров, которые могут начать проверку на ближайшей остановке.

– Главные фишки нашей разработки, – это сбор данных о количестве «зайцев» в реальном времени и выявление конкретного маршрута и транспортного средства с наибольшим процентом нарушителей, – продолжает Андрей. – Главное, что при работе нашей программы, не только контролеры будут знать о безбилетниках, но и сами «зайцы» узнают о предстоящей проверке и получат шанс добровольно, минуя штрафы оплатить проезд!

Реализация подобного алгоритма несет существенный экономический эффект для перевозчика. По подсчетам команды «479» операционная прибыль вырастет на 750 миллионов рублей за условный отчетный период, а количество оплат проезда повысится минимум на пять процентов. Для окончательного внедрения «электронного контролера» понадобится около двух лет и порядка 15 миллионов рублей затрат.

– Нам было интересно взяться за этот кейс, – уточняет Андрей Сметанин. – Нам ближе по духу решение прикладных задач, поскольку сильнее обратная связь от пользователя, и ты понимаешь, в каком направлении необходимо дальше развивать свой продукт. Подобные «Цифровому прорыву» мероприятия также помогают с фидбэком, но уже с потенциальными заказчиками и работодателями. Кроме того, это отличная возможность пообщаться с коллегами по IT-цеху. Россию всегда выгодно отличали прекрасные научные ресурсы и крепкое образование. Да и отечественным программистам есть чем гордиться! Стоит вспомнить такие названия, как Яндекс, Касперский или Госуслуги.

Электронный журнал «Наука и технологии» | Формула успеха против эффекта безбилетника

Команда «479», как победитель полуфинального хакатона, получила приз в размере 250 тысяч рублей. Кодеры из Ижевска планируют не только стать первыми, но и дальше развивать свои навыки и расти, как команда.

Фото: пресс-служба главы и правительства Удмуртской Республики и из открытых источников

Автор записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Похожие записи:

Радио Cassiopeia Station (Наука)