Леонид Ферштат – лауреат национальной премии в области будущих технологий «ВЫЗОВ» 2024 года в номинации «Перспектива» за передовые исследования в области создания органических функциональных материалов многоцелевого назначения на основе высокоазотных молекулярных архитектур.
О ЛАУРЕАТЕ. Леонид Леонидович Ферштат, 33 года. Доктор химических наук, заведующий лабораторией азотсодержащих соединений Института органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН, профессор базовой кафедры Института органической химии им. Н.Д. Зелинского НИУ ВШЭ. Его исследования направлены на создание новых химических гетероциклических азотсодержащих соединений и разработку методов их получения.
В числе созданных им веществ – материалы с высокой плотностью энергии, обладающие оптимальным набором физико-химических свойств и высоким энергосодержанием, что имеет большое значение в аэрокосмической и горнодобывающей отраслях, прокладке тоннелей. Работы Ферштата также связаны с созданием новых лекарственных препаратов (тромболитиков, антиагрегантов и сосудорасширяющих средств), основанных на азот-кислородных гетероциклических структурах. Такие вещества, например, смогут снижать риск появления тромбов в сосудах, подавлять рост некоторых типов рака.
– Леонид Леонидович, в чем заключается практическая цель создания органических функциональных материалов многоцелевого назначения на основе высокоазотных молекулярных архитектур? Или это наука ради науки?
– Безусловно, многие ученые зачастую любят заниматься наукой ради самой науки. Однако мы в наших исследованиях задумываемся и об их практической значимости. Развивая методологию создания органических функциональных материалов многоцелевого назначения на основе высокоазотных молекулярных архитектур, мы стремимся догнать сразу двух зайцев. С одной стороны, создаваемые нами органические вещества обладают достаточно внушительным энергосодержанием и могут применяться в горнодобывающей и аэрокосмической отрасли. Кроме того, благодаря улучшенному профилю безопасности, синтезируемые нами материалы помогут снизить риск техногенных катастроф. С другой стороны, те вещества, которые мы получаем в лаборатории, обладают весьма привлекательным фармакологическим профилем и проявляют мощную тромболитическую или противоопухолевую активность. Недавно мы получили ряд соединений, которые обладают селективным механизмом ингибирования агрегации тромбоцитов, вызванной определенными индукторами в плазме крови, которые ответственны за образование тромбов в организме человека в более чем 80% случаев. Так что мы надеемся, что в ближайшем будущем наши разработки помогут внедрить новые технологичные материалы или лекарственные средства в повседневную жизнь.
– Какие революционные открытия могут нас ждать в скором времени и, на Ваш взгляд, какое изобретение нужнее всего сейчас человечеству?
– Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Я бы выделил два ключевых аспекта. Первый связан, безусловно, с медициной и фармакологией: сейчас очень назрела необходимость поиска лекарственных средств от онкологических заболеваний, от сердечно-сосудистых и нейродегенеративных болезней. Очень надеюсь, что в ближайшем будущем в этой области произойдут революционные открытия, которые смогут кардинальным образом улучшить качество и продолжительность жизни людей. Второй аспект, на который я бы также обратил внимание – это получение нового поколения материалов для наукоемких сфер деятельности человека. В данном случае я трактую понятие материалов достаточно широко: это могут быть новые экологически безопасные топлива для аэрокосмической отрасли, биоразлагаемые полимеры, износостойкие металлоконструкции, аддитивные технологии и т.д. Достижения в этой области помогут не только улучшить бытовые аспекты жизни людей, но и будут способствовать новому этапу технологического перехода.
– Можете ли Вы дать прогнозы на вектор развития отечественной и мировой науки на ближайшее будущее, лет на 10 например?
– На мой взгляд, в первую очередь, в ближайшем будущем будут востребованы исследования, направленные на четкие практические применения, будь то новые материалы или лекарственные средства, топлива или агрохимикаты. Уже сейчас колоссально возросла роль междисциплинарных исследований, которые проводятся на стыке химии и физики или химии и биологии. Поэтому рискну предположить, что роль таких направлений будет только возрастать, поскольку люди еще по-прежнему болеют, просторы космоса исследованы мало, да и у существующих технологий весьма много ограничений. В этой связи, главная задача отечественной науки – развиваться во флагманском ключе в максимальном количестве направлений, чтобы через условные 10 лет именно российские ученые формировали ключевые тренды развития науки и технологий.
Фото с сайта премиявызов.рф