Через технологии к новым ощущениям: на Симпозиуме обсудили формы современного искусства и роль культурных институций

Электронный журнал «Наука и технологии» | Через технологии к новым ощущениям: на Симпозиуме обсудили формы современного искусства и роль культурных институций

В Национальном центре «Россия» прошла панельная дискуссия «Культурные институции будущего» в рамках II Международного симпозиума «Создавая будущее». Эксперты обсудили, как коллекционеры влияют на глобальный художественный процесс, какие тренды определяют границы и будущее искусства, а также какими должны быть региональные культурные центры, чтобы вдохновлять жителей и насыщать их жизнь событиями.

Современное искусство обретает новые, технологически опосредованные формы, требующие иных подходов к хранению и показу. Участники рассмотрели, как меняется восприятие искусства, каким может быть собрание современного искусства завтра и трансформируется ли наше понимание классики.

Китайский медиахудожник и композитор Ма Шихуа назвал себя переводчиком и строителем мостов между традицией и новыми технологиями, подчеркнув, что технологии становятся ощутимыми и слышимыми, дарят новые ощущения и подпитывают воображение, но при этом путь к зрителю усложняется, поскольку часть работ он может демонстрировать только на экране ноутбука.

Электронный журнал «Наука и технологии» | Через технологии к новым ощущениям: на Симпозиуме обсудили формы современного искусства и роль культурных институций

Искусствовед и куратор Зельфира Трегулова отметила, что линейная логика развития в искусстве часто не срабатывает, как и прямое перенесение высоких технологий в экспонирование. Она указала, что, хотя масштабные иммерсивные показы Ван Гога и Моне привлекают публику, изначальные произведения были рассчитаны на иной формат и тип взаимодействия со зрителем. Вместе с тем, по ее словам, научные и технологические методы исследования дают мощный инструмент для настоящих открытий, помогают избавляться от предвзятых трактовок и формируют современный взгляд на авторов и их наследие.

Основатель Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко подчеркнула, что импульсом к созданию значимых культурных инициатив служит стремление улучшать окружающую среду. Она напомнила, что почти 20 лет назад «Винзавод» стал площадкой для новых идей: команда стремилась устроить парад современного искусства и дать молодым авторам возможность впервые показать свои проекты широкой публике. По ее словам, так возник фонд, поддерживающий новые имена и расширяющий горизонты – от театра и музыки до моды и визуальных практик.

О вызовах арт-менеджмента рассказал куратор программы «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, руководитель профиля «Кураторство и арт-менеджмент» в Институте развития креативных индустрий, куратор «Музейной лаборатории» НИУ ВШЭ, коллекционер и организатор выставок Пьер-Кристиан Броше. Он напомнил, что идея доступного искусства сформировалась во времена Французской революции, когда королевские и аристократические собрания легли в основу Лувра, а лозунг «Искусство для народа» определил новую эпоху. Броше добавил, что Третьяков продолжил эту традицию, и сегодня большинство музейных коллекций – это бывшие частные собрания. Он подчеркнул, что быть коллекционером – значит чувствовать ответственность перед будущим, при этом задал вопрос о том, кто обеспечивает легитимность этого статуса. По его словам, экосистема во многом саморегулируется: художники рекомендуют галеристов, а галеристы – художников. В этой связи он поднял проблему того, как при такой модели поддерживать молодых авторов и работать с медиаискусством, видеоартом и другими новыми формами, отметив необходимость серьезного осмысления этих вопросов.

Электронный журнал «Наука и технологии» | Через технологии к новым ощущениям: на Симпозиуме обсудили формы современного искусства и роль культурных институций

Модератор дискуссии, искусствовед Елизавета Лихачева, резюмировала, что у современного искусства нет конечной формы, его границы подвижны, поэтому особенно интересно наблюдать, как в будущем будут складываться отношения музейных институций и художников. Она подчеркнула, что искусство необходимо человеку и то, каким оно будет, во многом определит качество жизни будущих поколений.

Источник: Пресс-служба Национального центра «Россия»

Автор записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Похожие записи:

Радио Cassiopeia Station (Наука)